Ведьмы
Англ. Witches; считается, что своё происхождение это слово ведёт от wit – ум, мудрость. Русское слово «ведьма» происходит от древнерусского «ведать». В эпоху матриархата все женщины считались ведуньями, ведьмами, знающими особые, запредельные тайны. Позднее люди рассудили, что это знание им даёт связь с нечистой силой

Говорят, что ведьмы бывают природные и учёные. Первые рождаются у женщин, имевших любовную связь с чертом, или у простых людей, но при особых условиях. Например, если в семье девять девочек, то десятая будет ведьмой. Учёные ведьмы перенимают чары у колдуний, нечаянно взяв у умирающей какой-то предмет или нарочно вступив в сговор с нечистой силой. Та женщина, которая хочет стать ведьмой, должна отречься от отца и матери и от всего рода до двенадцатого колена. При этом она должна стоять на перекрёстке (это нечистое место, где всегда много чертей),бросив под ноги икону ликом вниз. После отречения перед ведьмой появится огромная жаба с разинутой пастью, в которую нужно влезть. Если женщина испугается и вернётся домой, то непременно умрёт.

Ведьму распознать нелегко. Безошибочно чуют их собаки и кошки-первенцы, а так же те, у кого над глазами желтые пятна. Но таких щенят и котят очень трудно вырастить, потому что ведьмы стараются их как можно скорее погубить. (Вероятнее всего это заблуждение, так как первенцы у кошек и собак, проходя по родовому каналу, собирают на себя все бактерии и вирусы которые могут в нём находиться и именно по этому чаще всего погибают в первые дни жизни, а вовсе не из-за происков ведьм.) Из трубы ведьминой избы дым всегда идёт против ветра. А ещё у тех, кто знается с нечистой силой две тени.

Различали так называемых белых и чёрных ведьм. Белые охотнее назывались знахарками и целительницами. Знахарями могли быть и мужчины. Кроме того ведьм было значительно больше чем колдунов. Женщины более легковерны и впечатлительны, чем мужчины, отсюда нечистая сила имеет на женщин большее влияние.

Знахари умели лечить болезни, как людей, так и животных. Лечили они в основном снадобьями, сваренными из различных целебных растений, обычно на них нашептывались магические слова заговора, а снадобья служили лишь второстепенным средством. Сопровождаются заговоры различными движениями рук, чтобы удержать силу слов, или «запечатать замок». Заговоры передавали или из уст в уста, или из записей, называемых «цветниками», «травниками» и «лечебниками».

Кроме того знахарей звали, когда хотели защитить дом от ведьм. На Афанасия-ломоноса (18/31 января), а так же на Герасима-грачевника (4/17 марта) знахари ведьм с Руси гонят. Об этом говорят, что «умеючи и ведьму бьют!».

Приглашенный на изгнание ведьмы знахарь ночью приходит к зовущему – знают о приходе только хозяин с хозяйкой: без соблюдения этого условия ничего не выйдет. В полночь приступал гость к выполнению обряда: начинает заговаривать трубы – так как ведьмы влетают в жильё только этой дорогой. Под «князёк» забивает он клинья, рассыпает по загнётке(Загнетка - площадка печи между утьем и топкой, заулок на печи, куда сгребают жар) заранее собранную из семи печей золу, приговаривая слова заговора. Вот, что случалось с ведьмой, если она пролетала через заговоренную трубу: «Или бросится лихая за тридевять земель от села, или разобьёт себе голову, если только ступит босою ногою на рассыпанную золу, которая была взята от семи печей».

Так называемые чёрные ведьмы были опасны. Ведьма насылала порчу на людей и животных (и при этом, если захочет, может исцелить самую страшную болезнь), разводит влюблённых и разрушает семьи – просто так, от злобной души, - выдаивает молоко у чужих коров, наводит неурожай на чужие поля, может учинить засуху. Сделать это ведьме не трудно: она отгоняет дождевую тучу, отмахивая её своим передником, или крадёт росу с поля, собирая её в большую белую скатерть. Если она повесит эту скатерть у себя дома, с неё будет течь молоко, а у соседских коров не выдоится ни капли. Ведьма способна спрятать месяц за тучу или вовсе украсть его с небес, так что на земле воцарится непроглядная тьма, подходящая для совершения злых дел. В присутствии ведьмы ни у какой пряхи работа не удаётся, потому что вся нить идёт на веретено колдуньи. Ей не составляет труда наслать град, наводнение, пожар.

Отправляется ведьма на свои тёмные дела непременно через печную трубу, но редко остаётся в своём истинном облике. Является она в образе черной свиньи или кошки, жабы или сороки, белым клубком или виде перекати-поля. Если увидишь колесо, которое катится само собой, или стог сена, который мечется по полю, можно не сомневаться: им обернулась ведьма. Меняет она облик, ударившись об пол, а иногда перекувыркнувшись через 12 ножей или осиновый пень. Если человек, обороняясь, отрубит у такой кошки или свиньи ухо или лапу, выбьет глаз, то ведьма утром обнаружится раненная, истекающая кровью или окривевшая. Тому, кто намерен прикончить ведьму, надо знать: бить её лучше всего тележной осью или дугой, причём приговаривать: «раз», а слово «два» не говорить ни в коем случае, не то к злодейке вернётся вся её сила, и она победит человека.

Но, учитывая их сверхъестественные силы, как белые, так и чёрные ведьмы вызывали у людей определённый страх. В Европе начиная с XIV в. и вплоть до XVIII в. развернулась так называемая охота на ведьм. Самым страшным обвинением того времени стало обвинение в «малефициуме» - причинении вреда с помощью колдовства (от лат. maleficium – злодеяние, причинение вреда), а так же в «венефициуме» (от лат. veneficium – отравление). Это обвинение было равносильно смертельному приговору, так как по законодательству того времени было разрешено применение пыток с целью получения нужных признаний у подозреваемых. В 1486 в Германии была впервые опубликована книга двух доминиканских монахов-инквизиторов Генриха Крамера, более известного под латинизированным именем Инститориса и Якова Шпренгера «Молот ведьм» (Malleus Maleficarum), ставшая настольной для судов Святой инквизиции. В этом труде авторы подробно описывали способы распознавания ведьмы, а также рекомендовали поцедуры для ведения судопроизводства при обвинениях в колдовстве. Правда, в основном обвиняемые всегда признавались виновными, и обычно их ждало сожжение заживо на костре. Такая казнь была избрана не случайно – считалось, что только очистительное пламя способно облегчить грех колдовства.

В славянской мифологии ведьма также обречена на трудную, мучительную смерть за свою связь с нечистой силой. Она не может умереть, пока не передаст кому-нибудь, хоть бы и случайному человеку, своего знания. И душа её не расстанется с телом, пока не разберёт потолок и крышу. Затем начинаются беспокойные ночные хождения из свежих могил на старое пепелище (в лучшем случае – отведать блинов, выставляемых за окно до сорокового дня, в худшем – выместить запоздавшую и неостывшую злобу). Чтобы избавиться от этого, ведьму надо зарыть лицом вниз, да ещё подрезать ей подколенные жилы. Успокаивает ведьм и осиновый кол, вбитый в могилу.