Це́рбер, Ке́рбер (от греч. Κέρβερος) — в греческой мифологии порождение Ехидны, имеющее вид трехглавого пса со змеиным хвостом, такое же жуткое, как и его мать. Цербер охранял выход из царства мертвых Аида, не позволяя умершим возвращаться в мир живых. Однако, это удивительное по силе существо было побеждено Гераклом в одном из его подвигов.
В средневековье Цербер стал демоном, охраняющим выход из преисподней.
Цербер — огромный трехголовый пес, страж порога подземного мира — согласно античному мифу, был сыном Тифона и Ехидны. Братьями цербера были Немейский лев и двуглавый пес Орф, сестрами — Гидра, Химера и фиванский Сфинкс. Цербер сторожил не столько вход из него: он охотно впускал мертвых в Аид, но обратно не выпускал никого. Обмануть Цербера удалось только Орфею; укрощение жуткого пса стало одиннадцатым подвигом Геракла.
Чудовищная собака, порождение эхидны, охранявшая выход из Аида. Гесиод награждает ее пятьюдесятью головами, но в классическом искусстве и литературе у нее их только три. Геракл сумел вывести его из Аида, совершая один из своих двенадцати подвигов. Этот эпизод изображен на двух больших амфорах 6 в. до н. э., принадлежащих этрусским мастерам ("Геракл, Кербер и Эврисфей"). Орфей также смог усмирить Кербера своим пением во время спуска в Аид, за Эвридикой, и, как говорят, Эней усыпил Кербера, бросив медовую лепешку со снотворной травой.
Цербер был популярен в средневековом искусстве.
"Если ад — это дом, дом Гадеса, в нем, естественно, должен быть сторожевой пес; столь же естественно, что этот пес должен внушать ужас. В Гесиодовой "Теогонии" у него пятьдесят голов; чтобы облегчить задачу пластическим искусствам, их число сократили, и три головы Цербера стали ныне общепринятым их количеством. Вергилий говорит о трех глотках; Овидий — о троезвучном лае; Батлер уподобляет трехкоронную тиару папы, стража у врат рая, трем головам пса, стража у врат ада ("Гудибрас", IV, 2). Данте наделяет Цербера человеческими чертами, что только усугубляет его инфернальную природу; грязна черная борода, лапы с когтями, которые под градом плетей раздирают души обреченных. Он бичует их, лая и скаля зубы.
Вытащить Цербера на дневной свет — таков был последний подвиг Геракл ("Он вытащил наверх Цербера, адского пса", пишет Чосер в "Рассказе монаха".) Зэкерай Грей, английский писатель восемнадцатого века, в своих комментариях к "Гудибрасу" толкует это деяние следующим образом:
"Пес с тремя головами означает прошлое, настоящее и будущее время, которое встречает и, как пес, пожирает все на свете. Геркулес одержал над ним верх, это показывает, что героические Деяния всегда побеждают Время, ибо остаются памяти потомства".
Согласно древнейшим текстам, Цербер приветствует своим хвостом (а хвост этот — змея) входящих в ад и разрывает на куски тех, кто пытается убежать. В более поздней легенде он кусает новоприбывших; чтобы его умилостивить, в гроб умершего клали медовый пряник.
В скандинавской мифологии забрызганный кровью пес Гарм сторожит дом мертвых и готов сразиться с богами, когда адские волки пожрут луну и солнц. Некоторые наделяют этого пса четырьмя глазами; у собак Ямы, брахманского бога смерти, также по четыре глаза.
Как в брахманизме, так и в буддизме, ад полон собак, которые, подобно Дантову Церберу, терзают души умерших."